В помощь классному руководителю по изучению отношения слабоуспевающих учащихся к учебе:
1. По «личному делу» ученика проследить его успеваемость за предыдущие годы, сделать вывод о динамике успеваемости.
2. По классному журналу проследить систему проверки знаний учащихся, выявить динамику успеваемости.
3. Получить от каждого учителя отзыв об учебной деятельности ученика в классе, об отношениях его к учебному предмету.
4. Добиться контакта с учеником, выявить мотивы его учения, отношение к отдельным учебным предметам, учителям.
5. Просмотреть тетради ученика, изучить результаты его труда.
6. Изучить отношение к учению в процессе наблюдения за учебной деятельности ученика при посещении уроков (посетить с этой целью не менее 10- 15 уроков).
7. Главное при посещении уроков обратить внимание на следующее:
- Был ли ученик на месте к началу урока, подготовил ли все необходимое, как вел себя при появлении учителя, сразу ли включился в работу.
- Какое участие он принимал в проверке знаний, как реагировал на оценку своих знаний, как вел себя при опросе других, слушал ответы, дополнял, не слушал, отвлекался, мешал другим, как реагировал на оценки других учащихся.
- Слушал или не слушал объяснения учителя, проявлял внимание ли невнимательность, устойчиво ли внимание ученика, если отвлекался, то...
- Владеет ли ученик навыками учебного труда, умеет ли работать самостоятельно, проявляет ли логичность, сознательность и самостоятельность суждений, какова культура речи, насколько активен ученик.
- Записал ли задание на дом.
- Как вел себя ученик после звонка с урока.
В результате наблюдений за учеником на уроках постараться сделать выводы:
1. Имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по степени активности на уроках, качество выполнения домашних заданий, читательским интересам)
2. Имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-нибудь одному или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной деятельности.
3. Обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя.
4. Проявляет и настойчивость, стремление к овладению знаниями на уроках.
5. Живо или безразлично относиться к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся.
6. Проявляет ли любознательность к чему - либо.
7. Как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично).
8. Как управляет своим поведением на уроках.
9. Как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителями (какова реакция: безразличие, радость, возмущение, громкий протест).