Уважаемые педагоги!
Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы ученики хорошо учились, были вежливыми, терпимыми друг к другу. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь ребятам преодолеть их трудности. Прежде всего нужно иметь в виду следующее:
• Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.
Настроение подростка часто меняется из-за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.
• Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех. Выполнение порученного должно быть проверено.
• Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это ввиду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).
• Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что-то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.
• Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение какому-то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой-либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения.
• Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечанием можно вызвать агрессию не только подростка, но и его родителей.
• Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают. Не используйте двойные стандарты: кому-то что-то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому-то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.
• Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем-то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.
• Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная. В педагогической литературе выделяются следующие стили:
• общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством;
• общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль. Дружеское расположение – важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать в панибратские отношения;
• общение-диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанника на основе взаимного уважения;
• общение-дистанция. Суть этого общения во взаимоотношениях педагога и учащихся: постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, которая во взаимоотношениях педагога и воспитанников ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся и не способствует созданию творческой атмосферы;
• общение-устрашение. Негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовывать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей;
• общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль. Этот стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный авторитет у детей, что противоречит требованию педагогической этики.
Основной смысл доверительного общения подростков с взрослыми не в получении от них той или иной информации. Для них главное – найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое.
Информация о пяти группах подростков
• «слишком умные» - старшеклассники, которые серьезно смотрят на жизнь и не желают наслаждаться счастливым отрочеством. Они прочитывают множество книг и журналов, изучают иностранные языки. Их время рассчитано по минутам, и порой на общение с друзьями его не остается.
• «увлекающиеся» - подобно очень умным тоже вечно заняты, но не чтением книг, учебой, а некоторых интересует в основном коллекционирование марок, значков, этикеток, других – изучение пород собак, наблюдение за жизнью шмелей и т.д.
• «советчики» - эти «умудренные опытом» подростки дают направо и налево свои советы, как разговаривать со взрослыми, как общаться с девочками, как готовить шпаргалки, списывать у отличников контрольные и т.д. Многие ребята их игнорируют.
• «юмористы» - у них на любой вопрос готовы анекдот, присказка, поговорка. Они всегда веселы, шутят, в компании такие ребята незаменимы, подростки называют их «прикольными». Антиподами их являются вечно меланхоличные «ивушки плакучие», которые всем недовольны, вечно жалуются, любят похныкать. Таких подростки не любят и стараются с ними не общаться.
• «Комплексующие» - они погрязли в своих комплексах, и каждый день выдумывают себе все новые и новые. Недовольство собой вызывает их внешность, то рост, то худоба, то еще что-нибудь. Они не только пытаются скрыть свои «недостатки», но постоянно указывают на них всем окружающим и чувствуют себя глубоко несчастными.
Соц. педагоги:
Ю.В. Островская, Т.А. Немчинова